«Проблемы инновационной деятельности, интеллектуальной собственности и российских наукоемких технологий» - страница 16

^ Назмеев Ю.Г., заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Хлопаева Н.А., помощник депутата Государственной Думы ФС РФ Назмеева Ю.Г.


^ РЫНОК ИННОВАЦИЙ И РЫНОК ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

103265, Москва, Георгиевский переулок, д.2, к.539,

тел.: (095) 292-49-32, nazmeev@duma.gov.ru


Большинство ученых называют главной современной тенденцией переход к знаниевой экономике (knowledge economy) – экономике, построенной на знаниях. Это качественной новый способ получения и практического применения информации. Экономическое соревнование государств перемещается в сферу науки, инноваций и образования, которые становятся элементами системной конкурентоспособности страны.

Рынок инноваций и рынок образовательных услуг безусловно взаимозависимы. В основе каждого инновационного проекта лежит знание, полученное в результате научных разработок и открытий. При этом важно отметить, что сегодня знания на планете обновляются на 15% ежегодно.

Стремительный рост рынка инноваций без сомнений оказал серьезное влияние на сферу образования и развитие новой его формы – электронного образования. В первую очередь, его распространение связано с изменением форм самой экономики, появлением таких понятий как e-economy, e-commerce, e-business и т.д. Традиционные формы взаимодействия людей постепенно отходят на второй план. С помощью электронного образования расширяется число образовательных услуг, предлагаемых человеку. Студент становится полноценным клиентом на рынке образования, товаром на котором является знание.

По данным Gartner Inc., объем мирового рынка электронного образования, составивший в 1995 г. около 19 млн. долларов, к 2005 г. превысит 33 млрд. долларов. За десять лет рынок увеличится почти в 2000 раз. По тем же оценкам, к 2005 г. 27% образовательной информации будет распространяться через системы онлайнового обучения. Аналитики IDC отмечают, что наиболее подготовленными странами к использованию систем онлайнового обучения в Европе являются Великобритания, Нидерланды и Скандинавские страны. Первый университет дистанционного обучения появился в Европе еще в 1969 г. К настоящему времени страны Запада очень уверенно чувствуют себя на мировом образовательном рынке. Современный международный рынок образования не только дает студентам возможность, но и побуждает их поступать в иностранные университеты.

Для российских вузов практически невозможно вступить в конкуренцию с ними на равных. Однако, образовательный рынок ближнего зарубежья пока еще нельзя назвать потерянным для России. Организация совместной образовательной деятельности, прежде всего, в рамках СНГ является стратегической целью для России.

Отечественные образовательные учреждения должны быть готовы к обеспечению развития инновационности экономики и выходу на международный образовательный рынок. Легитимность и повышение качества образовательного менеджмента становятся ключевыми условиями для экспорта дистанционных образовательных услуг.

^ Никконен А.И., исполнительный директор Российской Ассоциации Прямого и Венчурного Инвестирования ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ^ В ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ

194156, Санкт-Петербург, пр.Энгельса 27, корп.12В


Переход российской экономики на инновационный путь развития предполагает активизацию деятельности всех участников этого процесса и мобилизацию ресурсов на создание условий и построение инфраструктуры для появления и роста как молодых компаний, так и новых венчурных фондов и фондов прямых инвестиций с участием национального капитала.

Перед государством стоит задача создания целостной системы фондов, стимулирующих приток частных и корпоративных инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики. Системной проблемой является создание механизмов, стимулирующих приток венчурного капитала в малый инновационный бизнес. Одним из механизмов проведения государственной политики развития и поддержки малых инновационных предприятий является создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование благоприятной среды для совместного финансирования инновационных проектов за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов. Основным критерием оценки эффективности такого партнерства является объем привлеченных внебюджетных средств и других ресурсов в сферу исследований и разработок.

Важную роль играет адекватная инфраструктура, обеспечивающая поддержку компаний на всех стадиях развития бизнеса: от идеи до выхода на глобальные рынки. Элементами комплексной поддержки являются информационное обеспечение, коммуникативные площадки – место встречи компаний и инвесторов, коучинг (тренинг) менеджеров компаний навыкам работы с венчурным капиталом и формам представления своего бизнеса венчурным инвесторам.

Отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов, владеющих знаниями и навыками венчурного инвестирования и управления венчурными компаниями, существенно сдерживает развитие венчурного предпринимательства в стране. Система подготовки специалистов в области венчурного инвестирования должна представлять собой многоуровневую сетевую структуру, обеспечивающую региональный охват, равные условия доступа к источникам венчурного инвестирования и стимулирование горизонтальных и вертикальных связей между субъектами венчурной индустрии.

Транзитный период развития современной экономики предполагает ускоренное решение проблем в области прав на интеллектуальную собственность, деление инвестиционных рисков между государством и бизнесом, развитие частно-государственного партнерства и модернизацию экономики в целом.

Привлечение венчурного инвестирования является заключительным этапом инфраструктурной поддержки малых и средних компаний научно-технического сектора.

0911855170475597.html
0911974222796979.html
0912111853134231.html
0912299500548857.html
0912362609220199.html