Профилактика плоскостопия средствами лечебной физкультуры в условиях специального (коррекционного) образовательнго учреждения


ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ СРЕДСТВАМИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Лечебная физкультура (ЛФК) – это наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создают мышечный корсет, и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип. Цель ЛФК – охрана здоровья неслышащих детей и укрепление их психофизического состояния.

При проведении занятий лечебной физкультуры необходимо решать следующие задачи:

- воспитывать дисциплинированное и сознательное отношение детей к фиксации правильного положения тела;

- укреплять мышцы и совершенствовать координацию движений как необходимое условие для восстановления правильного положения тела;

- совершенствовать двигательные навыки ребенка;

- воспитывать навыки, закрепляющие правильное положение тела.

Средство лечебной физкультуры - физические упражнения.

Наибольшую группу составляют общеразвивающие упражнения для определенных мышечных групп, классифицируемые по анатомическому признаку. Упражнения для мышц верхних конечностей выполняются из всех исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине и животе, преимущественно из положения стоя, обеспечивающих устойчивое положение тела. Упражнения для мышц брюшного пресса выполняются из исходного положения лежа на спине, но могут приводиться и из других положений. Упражнения для мышц спины (наклоны вперед, боковые наклоны и вращения туловища, выполняются из исходных положений стоя, оптимальным для развития мышц спины является положение лежа на животе. Упражнения для мышц нижних конечностей выполняются из всех исходных положений в зависимости от требуемой нагрузки.

Упражнения в расслаблении - упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры обязательным физиологическим условием для производственного расслабления является удобное исходное положение. При выполнении упражнений в расслаблении, достигается снижение тонуса гладкой мускулатуры внутренних органов, развиваются тормозные реакции, эти упражнения используются для снижения общей физической нагрузки. В занятиях восстановления нарушенной координации движений, нормализации мышечного тонуса;

Упражнения в растягивании - разновидность упражнений с воздействием на измененную эластичность тканей к растягивающим упражнениям относятся активные движения грудной клетки и верхних конечностей в сочетании с дыханием, маховые движения по большой амплитуде с булавами, палками, и другими способами.

Упражнения дыхательные - у детей с помощью дыхательных упражнений формируется навык полного рационального дыхания и сочетания дыхания и движений. Дыхательные упражнения выполняются с изменением ритма и глубины дыхания, пауз между вдохом и выдохом, упражнения подбираются, чтобы облегчить или усилить дыхание, упражнения подобраны так, чтобы обеспечить участие в дыхательном акте того или иного отдела легких.

Упражнения корригирующие – это специальные упражнения, способствующие устранению деформации опорно-двигательного аппарата различной этиологии. Коррекция достигается подбором исходных положений, при которых распределение мышечного тонуса, сохраняющего принятую позу, способствует выравниванию имеющейся деформации.

Механизм лечебного действия физических упражнений направлен на стимулирующее, тонизирующее, трофическое и нормализирующее действие.

Стимулирующее действие выражается усилием выделение энергии используемой для мышечной работы, приводят к реакции вегетативных систем, благодаря раскрытию капилляров усиливается кровоснабжение работающих мышц.

Тонизирующий эффект лечебной физкультуры достигается подбором упражнений стимулирующих действий на вегетативные системы и обмен веществ, упражнения используются для предупреждения отставания роста развития, снятия возбуждения или угнетенного состояния, возникающего у ребенка, для повышения неспецифической сопротивляемости детского организма, определяет скорость выздоравливания и последующую реабилитацию, отсутствие побочных действий.

Трофическое действие средств лечебной физкультуры направлены на восстановление энергетического потенциала мышц, упражнения способствуют уменьшению и ликвидации воспалительных изменений в легких, бронхах, желудочно-кишечного тракта, назначаются после оперативных вмешательств, травмы, кости способствуют перестройки костной мозоли, превращению её из бесструктурной в структурную, назначаются при параличах и парезах для приостановления развивающий атрофии.

Нормализация нарушенных функций - механизм лечебного действия средств лечебной физкультуры используется в системе реабилитации широко. Такая нормализация происходит под влиянием тренирующего действия физических упражнений в мышечной работе не только опорно-двигательного аппарата, но и в суставах, связках, физиологической системе, обеспечивающие мышечные сокращения.

Важной задачей лечения и реабилитации является задача восстановления адаптации к обычным нагрузкам ребенка.

Одним из направлений работы ЛФК в специальном (коррекционном) образовательном учреждении является профилактика и лечение плоскостопия.

В КГСОУ «Берёзовская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад I вида» в рамках комплексной программы адаптивного физического воспитания неслышащих детей дошкольного возраста разработаны и реализуются занятия по лечебной физкультуре для профилактики плоскостопия. По данным диагностики в учреждении обучается и воспитывается 17 неслышащих детей с диагнозом «плоскостопие», в процентном выражении 45% всех детей. Поэтому данные занятия являются актуальным решением этой проблемы в нашем учреждении.

Плоскостопие — деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки в супинационной контрактурой переднего отдела стопы. Плоскостопие – очень распространенное заболевание, требующее своевременное лечение и профилактику.

В зависимости от причины различают врожденную плоскую стопу, рахитическую, паралитическую, травматическую и статическую.

Здоровая стопа человека имеет несколько сводов: два продольных (внутренний и наружный) и поперечный свод стопы. Стопа является своеобразным опорным моментом при ходьбе человека, и ее своды выполняют рессорную функцию. И поэтому, конечно же, здоровье стоп играет немаловажную роль в нашей жизнедеятельности. Человек рождается, как правило, с плоской стопой, и формирование сводов стопы начинается с опоры малыша на ножки, с момента начала ходьбы. В норме опора человека при ходьбе осуществляется в основном на три точки. И эти три точки при ходьбе должны нагружаться одинаково. Если же происходит смещение точки опоры, что случается в результате деформации стопы, то нарушается формирование сводов стопы и, как следствие, развивается плоскостопие.

Плоскостопие приносит ребенку множество неприятностей: с ним связаны быстрая утомляемость, боли в области позвоночника, в тазобедренных суставах, коленях и ступнях. В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот период. Если ребенок стоит, то область внутреннего свода касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки и т.д. Еще стоит выделить то, что при движении удары стопами об опору передаются вверх почти без изменений и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.

Для предупреждения плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

1. не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или плоской подошве.

2. для уменьшения или деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени.

3. выполнять общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы), и дополнительно-специальные упражнения (ходьба босиком по скопанной траве, галечнику).

Лечебную физкультуру назначают при всех формах плоскостопия, обеспечивая нормализацию двигательной сферы, увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышение физической работоспособности.

Далее представлены занятия с неслышащими детьми при плоскостопии.

^ Занятия по профилактике плоскостопия.

Цели и задачи профилактики лечения.

Цель:

Предотвратить дальнейшее развитие плоскостопия и добиться положительной динамики в формировании правильного положения и расположения свода стоп.

Задачи:

Структура занятия.

1. Исходное положение:

Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп на себя и от себя (6-8 раз).

Согнуть ноги в коленях, упереться стопами о пол. Разводить пятки в стороны и возвращаться в и. п. (после серии движений расслабление).

Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры (6-8 раз)

Ноги согнуты в коленных суставах, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом по подошвенной поверхности. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

Скользящие движения стопы одной ноги по голени другой, с одновременным охватом поверхности голени. То же другой ногой.

2. Исходное положение:

Сидя, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят параллельно. Приподнимание пяток вместе попеременно.

Сгибание и разгибание стоп

Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другую сторону. Тоже пальцами стоп другой ноги.

Сидя на полу, ноги прямые, кисти рук в упоре сзади, разводить колени, подтягивая стопы до полного соприкосновения подошв.

3. Исходное положение:

Стоя, стопы параллельно, руки на поясе:

- подниматься вместе и попеременно на носки;

- приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки, вместе и попеременно;

- перекат с пяток на носки и обратно.

Полуприседание и приседание на носках, руки в стороны, вперед, вверх.

Стоя на гимнастической палке, стопы параллельно – полуприседания, приседания в сочетании с движением рук.

Ходьба на пятках.

Ходьба на наружном крае стоп.

Ходьба на носках.

Ходьба с согнутыми пальцами стоп.

Ходьба по ребристой доске, по скошенной поверхности.

^ Комплекс упражнений

Комплекс упражнений включает в себя разогревающий массаж ног, физические упражнения и восстанавливающий массаж спины и ног.

^ Разогревающий массаж является вводной частью в комплекс по профилактике, проводится перед основными упражнениями, способствует подготовке связок и мышц ног к дальнейшим нагрузкам, предотвращает возможные растяжения и дискомфорт при выполнении физических упражнений. Данный вид массажа тонизирует тело ребенка и активизирует детей на занятиях.

Используемые приемы: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, ударные приемы, вибрации, пассивные и активные движения.

Продолжительность: 5-6 минут.

^ Физические упражнения являются основным методом профилактики плоскостопия, самое важное состоит в том, каким образом ребенок будет воспринимать занятия, предоставляется не просто возможность упражняться, ребенку прививается любовь к движениям. Для того чтобы упражнения приносили больше радости ребенку, они обыгрываются и включаются специальные игры. Данные занятия укрепляют мышцы ног, особенно сгибатели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвой внутри. Для того чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, начинаем с упражнений, выполняемых в положении сидя, затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, переходим к упражнениям в положении стоя.

^ Упражнения, выполняемые в положении сидя: сгибание и разгибание стоп, сжимание и разжимание пальцев, круговые движения по максимальной окружности в обе стороны, поворот стоп подошвами внутрь, захват и удержание округлого предмета (мяча, кегли) подошвами, сжимание резинового мяча подошвами, катание подошвами округлого предмета, попеременные удары носками и пятками в пол, захват и поднимание с пола мелких предметов и то же самое, но со скрещенными ногами, собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.

^ Упражнения, выполняемые в положении стоя (некоторые из этих упражнений выполняются держась за опору на уровне груди): сокращение стоп, перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку, собирание с пола мелких предметов или ткани пальцами ног, сведение и разведение пяток, стоя на носках, приседание на носки.

^ Упражнения, выполняемые в ходьбе: ходьба на носках, на пятках, на носках с поворотом пяток внутрь, на наружных краях стоп, по ребристой доске.

Работа с детьми подразумевает собой привлечение интереса детей к активным движениям, поэтому многие упражнения заиграны в игровые формы.

^ Игровые упражнения для ног:

«Журавль на болоте», «Хлопки под коленом», «Перешагни через руки», «Лыжник», «Присядь комочком», «Сядь по-турецки», «Утиная ходьба», «Лошадка», «Попрыгай, как мячик», «Потанцуй».

Упражнения с предметами вызывают повышенный интерес у детей дошкольного возраста.

^ Упражнения с предметами с мячом среднего размерам.

«Подними мяч ногами», «Переложи мяч ногами», «Перекинь мяч ногами», «Подкати мяч», «Футбол».

С гимнастической палкой малого размера.

«Перешагни через палку», «Перешагни сидя», «Подними палку ногами», «Перенеси ноги через палку», «Пройди по палке», «Пройди по палке боком».

^ Упражнения с кеглями.

«Перешагни через кегли», Прыжки вокруг кегли», «Перешагни через кеглю», «Подними кеглю ногами», «Переставь кеглю», «Упражнения со скакалкой», «Сложи скакалку», «Подними скакалку», «Пройди по скакалке», «Прыжки через скакалку боком».

^ Упражнения на снарядах.

Используются снаряды: веревочная лестница, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка.

Упражнения на гимнастической скамейке.

«Ходьба по скамейке», «Опустись на колено», «Ходьба с высоким подниманием колена», «Ходьба с мячом на голове», «Попрыгай», «Ходьба боком», «Перепрыгни через скамейку».

^ Упражнения на гимнастической стенке. Лазание. ходьба боком.

Подвижные игры.

Игры не только развлекают ребёнка, придают занятиям более живой и весёлый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно-двигательный аппарат, кроме того, в игре развивается навык совместной деятельности, для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания выполняются без обуви. «Ловкие ноги», «Барабан», «Кто быстрее спрячет простынку», «Донеси платочек», «Великан и карлик», «Лошадка», «Пройди - не ошибись», «Футболисты», «Ходьба змейкой».

^ Восстановительный массаж спины и ног является заключительным этапом в профилактике плоскостопия. Данный вид массажа характерен для детей с плоскостопием. После физических нагрузок необходимо снять утомление в мышечных группах и тонизировать другие группы. Массаж только ног малоэффективен, управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые берут начало поясничном отделе спинного мозга, поэтому массаж ног начинается с области спины и поясничной области.

Продолжительность: 6-7 минут.

^ Мониторинг и коррекция индивидуальной программы ребенка.

Данные занятия предусматривают индивидуальный подход к каждому ребенку. Список упражнений определяется для каждого ребенка в соответствии с его физическими и возрастными характеристиками. По окончанию каждого триместра проводится оценка достигнутых результатов и коррекция индивидуальной программы по профилактике плоскостопия.

Итак, плоскостопие - это прогрессирующее заболевание, поэтому, чем раньше начата профилактика, тем проще достигнуть желаемого результата, и наоборот, запущенные случаи лечатся труднее.





0916909056997530.html
0916957426855447.html
0917038548287945.html
0917136633144209.html
0917198490814938.html