Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу - страница 6


5. Привлечение общественности к социальной помощи и воспитательной работе с осужденными, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества. Создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью УИС


В рамках реализации указанного направления предполагается:

обеспечение прозрачности в деятельности УИС на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля за деятельностью УИС
с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, сотрудничества
с неправительственными организациями, со средствами массовой информации, изучения общественного мнения о работе учреждений и органов ФСИН России. Разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников, близких
и юридических консультантов; публичная реакция на получившие общественный резонанс запросы и жалобы в адрес учреждений УИС;

повышение роли общественных наблюдательных комиссий, в частности,
их участие в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения, обжаловании действий администрации учреждений, подготовке решений об изменении вида режима и ИУ в качестве поощрения или санкции, применяемых к осужденному;

взаимодействие с представителями средств массовой информации в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышения престижности службы
в УИС, противодействия дискредитации ее деятельности. Содействие формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к труду работников УИС, их роли в обеспечении общественной безопасности;

расширение практики размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах ФСИН России и ее территориальных органов, а также крупных информационных агентств;

повышение роли общественных советов при ФСИН России
и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;

активное включение в воспитательный процесс деятелей культуры
и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений
и организаций, зарегистрированных в установленном порядке;

содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы;

привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников УИС;

использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников УИС, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; привлечение к работе с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, тюремных священников;

развитие благотворительности, попечительства, создание в каждом территориальном органе УИС, а также при ИУ попечительских советов.


^ 6. Кадровое обеспечение и социальный статус работников УИС


Указанное направление работы предполагает:

определение нормативов штатной численности работников ИУ и СИЗО
на основе принятых норм законодательства Российской Федерации
и международной практики. Установление оптимальной нагрузки на сотрудников УИС, работающих в непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей;

выработку требований к служебному поведению работников УИС, создание правовых и организационных условий для их соблюдения и предупреждения случаев неслужебного поведения;

разработку и принятие мер (стандартов), основанных на единой системе обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции;

проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования в УИС и системы поддержания профессиональной компетентности работников УИС;

подготовку высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования
ФСИН России на бакалавриат как основной уровень профессионального образования;

повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления, усиление антикоррупционной направленности в образовательных программах дополнительного профессионального образования работников УИС;

реализацию политики сокращения штатной численности работников УИС
за счет использования в работе инновационных технологий;

обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника УИС. Законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе выделения жилья сотрудникам УИС и членам их семей. Развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, психологической перегрузки и семейного отдыха работников УИС;

широкое применение практики материального и морального стимулирования работников УИС, дальнейшее развитие системы мер поощрения;

повышение качества службы и условий труда работников УИС, соответствующих характеру работы и уровню условий труда работников пенитенциарных учреждений развитых европейских государств;

разработку и реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности службы и создание рабочих мест, оснащенных современными техническими и телекоммуникационными средствами управления процессами охраны, режима и надзора за осужденными и лицами, содержащимися под стражей;

стабилизацию профессионального ядра работников УИС за счет сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного
и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетенции;

ротацию руководящих кадров УИС;

разработку и осуществление комплекса мер, направленных на внедрение конкурсной системы замещения должностей правоохранительной службы, включая проведение конкурсных испытаний;

подготовку и переподготовку кадров с учетом дальнейшей дифференциации видов исполнения наказаний, повышения роли альтернативных видов наказаний, пенитенциарной психологии и пенитенциарной медицины, а также педагогических и социальных работников для работы с осужденными за совершение тяжких
и особо тяжких преступлений;

привлечение на работу специалистов, заканчивающих службу
в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах;

формирование работника УИС нового поколения, владеющего новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия
на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, в том числе и навыками работы с новыми телекоммуникационными системами;

воспитание интеллектуально развитого, стрессоустойчивого, коммуникабельного сотрудника, способного комплексно оценивать
и прогнозировать все последствия принимаемых решений, эффективно работать
в новой реабилитационной системе органов и учреждений УИС, действующей
на основе принципов законности, гуманизма и уважения прав человека;

совершенствование специальной и психо-физической подготовки сотрудников УИС за счет максимального приближения содержания обучения
к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, улучшения методического обеспечения и условий проведения занятий. Развитие
и популяризация видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность;

реализация в рамках ведомственного плана комплекса жестких мер по искоренению коррупции и должностных злоупотреблений в УИС. Определение в качестве приоритетов в работе по искоренению нарушений в сфере закупок для нужд УИС, незаконного содействия условно-досрочному освобождению и коррупционного содействия незаконному доступу в места лишения свободы предметов как разрешенных, так и запрещенных
к использованию.


Y. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы,

и постпенитенциарная адаптация


^ 1. Развитие альтернатив лишению свободы


Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает рост к 2020 году на 200 тыс. человек общей численности лиц, осужденных
к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией
от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами.

Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы,
в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщению преступного сообщества, снижению численности лиц, содержащихся в учреждениях УИС.

С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденным обязанностей и ограничений предполагается использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, автоматизированного компьютерного учета осужденных, внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, программы психокоррекции личности и изменения поведения.

Для достижения указанной цели необходимо:

совершенствование законодательства в области исполнения наказаний,
не связанных с изоляцией от общества, расширение их перечня за счет введения новых видов наказаний, дополнение оснований применения существующих альтернативных наказаний – исправительных и обязательных работ;

придание работе уголовно-исполнительных инспекций социальной направленности с акцентом на вовлечение осужденных в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию, активизация сотрудничества
со структурами гражданского общества, способными оказать позитивное гуманитарное воздействие на осужденных, оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными;

привлечение органов местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров
и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных.

В связи с расширением правоприменительной практики судов по назначению альтернативных наказаний, дальнейшей гуманизацией уголовных наказаний, предполагаемой передачей в УИС полномочий по осуществлению контроля
за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы, прогнозируется увеличение численности лиц, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях.

В этих условиях необходимо принятие мер по формированию качественно новых учреждений, способных эффективно исполнять наказания и иные уголовно-правовые меры без изоляции от общества.

Для достижения указанных целей предусматривается реализация следующих мер:

разработка новых законопроектов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих возложение на уголовно-исполнительные инспекции полномочий по контролю за условно-досрочно освобожденными. При разработке данных нормативных правовых актов необходимо учесть вопросы оказания социальной помощи условно-досрочно освобождаемым лицам;

оптимизация структуры уголовно-исполнительных инспекций
(далее – УИИ). Создание УИИ в районных, городских административно-территориальных образованиях, где они в настоящее время отсутствуют, а также
в целях повышения оперативности работы сотрудников УИИ при осуществлении контроля и надзора за поведением осужденных организация «опорных пунктов» УИИ в отдаленных населенных пунктах, где проживает более 45 осужденных
без изоляции от общества.

В целях обеспечения эффективного исполнения альтернативных наказаний
и мер уголовно-правового характера, контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимы:

закрепление норматива штатной численности уголовно-исполнительных инспекций и доведения его до 2,1 процента среднегодовой численности осужденных, состоящих на учете в УИИ;

обеспечение и внедрение в деятельность УИИ телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведения электронных личных дел осужденных, создания единой базы учета осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества;

обеспечение УИИ аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля в целях эффективного контроля за осужденными без изоляции от общества;

придание социальной направленности работе УИИ, предусматривающей ресоциализацию, формирование правопослушного поведения осужденных
без изоляции от общества;

улучшение материально-технического обеспечения УИИ, а также обеспечение их собственными помещениями;

Выполнение данного комплекса мероприятий позволит создать условия для перехода к принципиально новому качеству функционирования УИС в части исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.


^ 2. Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных,

предотвращение рецидива преступлений


Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращение рецидива преступлений предполагает разработку системы мер по подготовке освобождающегося лица к свободе:

предоставление для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, возможности прохождения специального тренинга, включающего широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни, а для некоторых категорий осужденных – предоставление возможности перевода в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства;

создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
№ 1662-р.


^ YI. Ожидаемые результаты реализации Концепции


Настоящая Концепция призвана на период до 2020 года обеспечить основу дальнейшего развития УИС, приближения ее деятельности к международным стандартам и потребностям общественного развития.

В результате реализации Концепции к 2020 году будут расширены сферы применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы, и тем самым созданы условия, исключающие распространение в обществе криминальной субкультуры, создана система регламентированных стимулов правопослушного поведения осужденных, разработана система новых исправительных технологий работы с осужденными, основанных на достижениях психологии и медицины, педагогики и права, повышен уровень материального обеспечения работников УИС, их социально-правовой защиты.

Ожидаемым результатом реализации Концепции является повышение эффективности деятельности УИС, направленной на достижение целей наказания и минимизацию негативных социальных последствий, связанных с изоляцией осужденных от общества.


^ YII. Этапы реализации Концепции


Первый этап (2010-2012 годы):

утверждение плана мероприятий по реализации Концепции;

разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции;

разработка и принятие федеральных целевых программ по основным направлениям реализации Концепции;

разработка новых форм деятельности общественных наблюдательных комиссий и новых подходов к применению института условно-досрочного освобождения;

подготовка учреждений к перепрофилированию: исправительных колоний общего, строгого и особого режимов, а также части следственных изоляторов
в тюрьмы общего, усиленного и особого режима и колонии-поселения, воспитательных колоний – в воспитательные центры;

формирование организационной структуры медицинской службы уголовно-исполнительной системы, позволяющей обеспечивать эффективную реализацию мероприятий, направленных на достижение единого, соответствующего государственным нормативам, уровня медицинского обслуживания,
как сотрудников, так и лиц, содержащихся под стражей. Проработка вопроса
о предоставлении медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в полном объеме учреждениями здравоохранения, не входящими в УИС.

^ Второй этап (2013-2016 годы):

перепрофилирование большей части ИУ в тюрьмы общего, усиленного
и особого режима, создание новых колоний-поселений;

анализ проведенной работы и, при необходимости, корректировка мероприятий, предусмотренных Концепцией.

^ Третий этап (2016-2020 годы) – завершение плановых и программных мероприятий по основным направлениям деятельности УИС, предусмотренным Концепцией. Разработка документа по планированию развития УИС на 2020-2030 годы.

^ YIII. Финансовое обеспечение


Финансирование мероприятий Концепции осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели. При этом объемы бюджетных ассигнований на реализацию расходных обязательств, принимаемых начиная с 2013 года в рамках выполнения мероприятий Концепции, определяются исходя из возможностей федерального бюджета при формировании проекта федерального бюджета и рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Мероприятия, связанные с совершенствованием медицинского обеспечения персонала УИС и осужденных, в том числе приведение оснащения медицинских частей и больниц учреждений в соответствие с действующими стандартами, внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения, предполагается осуществлять за счет экономии, достигнутой в результате совершенствования организационной структуры медицинской службы, рационализации системы распределения и использования материально-технических, кадровых ресурсов в пределах бюджетных проектировок, ежегодно определяемых для ФСИН России в рамках бюджетного законодательства.
0929046462449587.html
0929168449815356.html
0929273222302039.html
0929373569424572.html
0929475645354406.html