60 лет. По дороге в будущее - страница 23

^ Философско-социологическая школа
Среди научных школ MГИМО, получивших общероссийское и мировое признание, видное место занимает философско-социологическая школа. Традиции этой школы закладывали два замечательных человека – Г.П. Францов и А.Ф. Шишкин, создатель и многолетний руководитель кафедры философии.

Георгий Павлович Францов принадлежал к одной из лучших в России гуманитарных школ – историков-античников Петербургского (Ленинградского) университета. Начав с изучения религий Древнего Востока, Г.П. Францов перешел к общим проблемам истории социальной мысли. В его трудах глубокое чувство историзма сочеталось с живым интересом к современной мировой политике, современной философии и социально-политической теории129.

В послевоенный период Г.П. Францов много сделал для восстановления отечественной социологии и политической науки. Уже после МГИМО, работая в МИД СССР, а затем ректором Академии общественных наук и шеф-редактором журнала «Проблемы мира и социализма» в Праге, он неизменно поддерживал ученых-мгимовцев, включал их в наиболее интересные авторские коллективы, рекомендовал для участия в международных конгрессах, порой прикрывал от идеологических проработок130.

Александр Федорович Шишкин, уроженец Вологды, также учился в 1920-е годы в Петрограде. С Францовым его объединял интерес к истории социальной мысли. Шишкина занимали вопросы истории педагогики и морали. Его перу принадлежит первый послевоенный учебник по этике. Монография «XX век и моральные ценности человечества»131 и другие работы сыграли большую роль в переходе от узкоклассовых к общечеловеческим моральным ориентирам в отечественной философии и, в частности, в философском образовании специалистов-международников.

За тридцать лет руководства кафедрой философии А.Ф. Шишкину удалось воспитать несколько поколений учеников – исследователей и педагогов. Некоторые из них были уже его «научными внуками» – учениками учеников, но все в полной мере испытали обаяние его научного и человеческого таланта. И если по тематике исследований большинство аспирантов кафедры следовало по стопам Г.П. Францова, то камертоном человеческих отношений всегда оставался А.Ф. Шишкин132.

Необходимо отметить ту важную роль, которую сыграла философско-социологическая школа МГИМО в распространении в СССР социологии и политологии. Известно, что после Октябрьской революции многие выдающиеся философы и социологи были высланы из страны, а некоторые репрессированы. Слово «социология» употреблялось с эпитетом «буржуазная». В последующее возрождение социологии большой вклад внесла мгимовская школа. Ректор Г.П. Францов собрал вокруг себя группу энтузиастов, которые стали разрабатывать проблемы социологии и политологии. Среди них были ученые, которые затем приобрели всесоюзную, а некоторые и мировую, известность. Это прежде всего академики Г.А. Арбатов, занимавшийся последовательно всеми основными обществоведческими дисциплинами, но начинавший в журнале «Вопросы философии», и Г.В. Осипов, один из создателей Института социологии Академии наук. Кроме них в «кружок», собранный Францовым, входили Э.А. Араб-оглы, Ю.А. Замошкин, Ю.Н. Семенов, B.C. Семенов, Г.Л. Епископосов, Д.В. Ермоленко, Г.К. Ашин, И.В. Бестужев-Лада, Д.М. Гвишиани.

Перу этих ученых принадлежит ряд исследований по современной зарубежной социальной философии, а также социологии. Ни для кого не секрет, что западные философские идеи часто приходили в нашу науку через «черный ход» – сквозь призму критики. Но уже сама публикация подобных статей приносила положительный результат – широкие круги интересующихся социологией получали возможность познакомиться (хотя бы в таком виде) с концепциями, созданными современными западными теоретиками.

Первое поколение философов, социологов и политологов – выпускников МГИМО вступило в пору творческой зрелости в 1960-е годы. Тогда публиковали статьи и монографии Э.А. Араб-оглы и И.В. Бестужев-Лада по философским и социологическим проблемам прогнозирования, Г.К. Ашин – по теории элит, Д.М. Гвишиани – по социальной роли науки, Б.Д. Гранов – по идейным основам социал-демократии, Б.Т. Григорян и А.Г. Мысливченко – по философской антропологии, Г.Л. Епископосов – по проблемам научно-технического прогресса, Г.В. Осипов – по теоретической социологии, B.C. Семенов – по социальной стратификации, Ю.Н. Семенов – по философии истории, Э.А. Баграмов – по этносоциологии, Э.С. Маркарян – по философии культуры.

Большое значение в эти годы имела научно-организационная деятельность Д.М. Гвишиани по созданию Института системных исследований и Г.В. Осипова по организации Института конкретных социологических исследований и созданию Социологической ассоциации.

Особое влияние на становление научных исследований и преподавание философско-социологических дисциплин в МГИМО оказала деятельность Дмитрия Владимировича Ермоленко и Юрия Александровича Замошкина. Первые аспиранты А.Ф. Шишкина в МГИМО быстро выдвинулись на научном поприще и стали одними из самых молодых профессоров в Институте и в целом среди профессоров философии в стране. Оба начинали с изучения современной философии и социологии США (Ю.А. Замошкин занимался американистикой в течение всей жизни). Оба воспитали большое количество учеников и поддерживали живые контакты с alma mater, перейдя на другую работу – Ермоленко в МИД, Замошкин в Академию наук.

Несмотря на многие совпадения в творческих биографиях Д.В. Ермоленко и Ю.А. Замошкина, их подходы к современному обществу во многом разнились и, в определенной степени, обозначили рамку, в пределах которой формировались философские и социологические представления следующего поколения мгимовцев. Д.В. Ермоленко тяготел к количественным методам, структурно-функциональному и институциональному анализу современных политических процессов. Семинар по системному анализу кризисных международных ситуаций, организованный им в МИД СССР в конце 1960-х – начале 1970-х годов, оказал большое влияние как на развитие теоретических основ социологии международных отношений, так и на практику планирования внешней политики.

Если Д.В. Ермоленко рассматривал политические процессы по преимуществу через призму макрополитики (баланс сил, построение системы договоренностей и противовесов), то Ю.А. Замошкин шел от индивида, личности, сложных коллизий, возникающих в сознании человека под влиянием массовизации производства и потребления материальных и духовных ценностей. Это было движение от индивидуального выбора и поведения к общесоциальным, макрополитическим процессам. Работы Ю.А. Замошкина оказали воздействие на широкий круг исследований по политической философии, социологии, политологии. Его ученики работают также в области социальной психологии (П.Н. Шихирев). Много сил Ю.А. Замошкин отдавал журналу «Вопросы философии», будучи членом редколлегии в тот бурный период, когда изданием журнала руководили И.Т. Фролов и М.К. Мамардашвили.

В 1970-е годы в активные философские и социологические исследования включилась новая группа мгимовцев: Э.Я. Баталов (проблемы утопического сознания), А.С. Грачев (левый радикализм), B.C. Коробейников, В.П. Терин, О.А. Феофанов (коммуникация, масс-медиа), А.И. Рябов, А.В. Федотов (правый радикализм), Я.А. Пляйс (философия политики). Расширилась и география исследований, большее внимание уделялось исторической специфике и культурным особенностям исследуемых объектов – работы М.Т. Степанянц (мусульманская философия), Б.С. Старостина (общество и личность в странах Востока), А.В. Шестопала (социальная философия в Латинской Америке).

В 1960–1970-е годы значительно пополнился состав кафедры философии МГИМО. Наряду с ветеранами – К.А. Бобуновым, прошедшим большую школу дипломатической работы, и И.Б. Миндлиным, известным своими трудами по философскому наследию Плеханова, – на кафедре начали вести учебную и научную работу выпускники МГИМО – В.М. Ашмарин (теории бюрократии), Н.И. Бирюков (философия и социология парламентаризма), В.М. Володин (философия персонализма, теория международных отношений), Г.М. Мальков (логика), Д.В. Новиков (политическая аксиология), Т.В. Панфилова (личность и история). Большой вклад в философско-социологическую подготовку студентов и аспирантов, научно-исследовательскую работу кафедры внесли выпускники философского факультета МГУ и других вузов – B.C. Глаголев (христианская философия культуры), Р.Ф. Додельцев (философия фрейдизма и неофрейдизма), А.Н. Самарин (философия и психология политической практики), М.Л. Полищук (теории индустриального общества), Г.Ф. Хрустов (антропогенез).

В 1970-е годы весьма оживленными были заседания философского клуба, который вели М.Л. Полищук и Г.Ф. Хрустов. Вокруг кафедры сложился кружок талантливой молодежи. В их число входили люди, чьи философские, социологические, политологические исследования стали широко известны в следующие десятилетия, в период наступивших реформ: Т.А. Алексеева (политика и мораль), Л.Н. Вдовиченко (альтернативные движения, этносоциология), Б.Г. Капустин (глобальные проблемы, философия либерализма), С.В. Карпушина (философия культуры), A.M. Мигранян (политические аспекты модернизации, авторитаризм), A.M. Салмин (современная демократия), Ш.З. Султанов (конфликтология, региональная и глобальная безопасность). Некоторые из вышеупомянутых ученых в течение ряда лет работали в Проблемной научно-исследовательской лаборатории системного анализа МГИМО (под руководством И.Г. Тюлина), которая сыграла значительную роль в становлении социологических и политологических исследований в институте.

В 1980–1990-е годы кафедра философии, которую после А.Ф. Шишкина возглавляли Г.К. Ашин, В.М. Володин, А.В. Шестопал, приняла активное участие в научных и общеполитических дискуссиях, развернувшихся в связи с изменениями во внутренней и внешней политике страны. Философы-мгимовцы были инициаторами ряда международных конференций и симпозиумов, организованных совместно с секцией философии политики и международных отношений Философского общества СССР и получивших большой резонанс в научных кругах: «Современные теории международных отношений» (1983), «Истины и ценности на рубеже XX–XXI веков» (1991), «Духовные основы внешней политики России» (1996)133. В последние годы ученые сосредоточились на собственно философских проблемах – мировой политики, истории, личности. Они стремятся внести вклад в осмысление новой исторической ситуации в России, в обновление духовно-культурной самоидентификации страны, в изучение национальных ценностей и приоритетов.

Глубокие изменения международной и внутренней ситуации за последнее десятилетие привели к существенному усложнению выбора мировоззренческой позиции и, следовательно, к повышению значения и ответственности философских курсов в образовательном и воспитательном процессе в высшей школе. Возрастает роль индивидуальности преподавателя философии, дающего студентам наглядный пример свободного и сознательного мировоззренческого выбора. Расширяется и функциональность кафедры философии, являющей собой образец сотрудничества специалистов с разными мировоззренческими позициями – философского и гражданского диалога не на словах, а на деле.

Кафедра философии МГИМО с первых лет своего существования была отмечена яркими научными и педагогическими индивидуальностями. Творческое наследие основателей кафедры, приемы их педагогического мастерства коллектив кафедры стремится осмыслить и применить к решению современных проблем. Ежегодно проводятся Шишкинские чтения (инициатор и организатор – профессор Т.В. Панфилова). В серии «Выдающиеся ученые МГИМО» вышли издания, посвященные Д.В. Ермоленко и Ю.А. Замошкину134, а также А.Ф. Шишкину.

Основной курс философии в МГИМО традиционно связан с рассмотрением духовно-нравственных оснований мирового сообщества и международных отношений. Эти традиции, заложенные Г.П. Францовым, А.Ф. Шишкиным и их учениками, за последние годы нашли свое выражение в межвузовской научно-педагогической программе «Глобальная этика. Духовно-нравственные проблемы мирового сообщества и международных отношений», инициированной кафедрами философии МГИМО и Дипакадемии МИД РФ. В рамках программы был проведен ряд конференций в МГИМО и ДА, а также «круглых столов» в ходе российских национальных философских конгрессов, упрочивших связи философов МГИМО с ведущими философскими университетскими центрами России (координатор программы – профессор В.С. Глаголев).

Другим объединяющим философов МГИМО узлом основного курса философии является проблема универсальности и самобытности мировой философии, тесно связанная с процессом глобализации и поисками общетеоретических оснований нового многополярного мирового порядка. Наряду с западноевропейской философией рассматриваются русские, индийские, китайские, арабские, латиноамериканские философские школы. На этом направлении кафедра философии плодотворно сотрудничает с авторским коллективом учебника «История философии. Запад – Россия – Восток» (Институт философии РАН), широкое обсуждение которого прошло в МГИМО и было опубликовано в журнале «Вопросы философии». Ученые МГИМО подготовили также свое учебное пособие по данной проблематике135.

За последнее десятилетие вторым по значению курсом кафедры стал курс психологии. На сегодняшний день по объему лекционных занятий он не уступает курсу философии. На кафедре сформировалась секция психологии (руководитель – профессор Р.Ф. Додельцев). Ею опубликованы учебное пособие по курсу психологии (отв. ред. профессор В.М. Володин) и ряд выпусков текстов лекций. Большое внимание в курсе психологии в МГИМО уделяется проблемам политической психологии и политической коммуникации. По этой проблематике за последние годы были защищены одна докторская (В.П. Терин) и две кандидатские диссертации.

На протяжении многих лет в фокусе внимания ученых МГИМО остаются вопросы логики и методологии науки. Эта проблематика является предметом коллективного внимания, что, в частности, нашло свое выражение в оживленных дискуссиях по докладам профессоров Р.Ф. Додельцева, Т.В. Панфиловой, Г.Ф. Хрустова. В настоящее время готовится к выпуску монография профессор Г.Ф. Хрустова «Теория факта», которая будет использоваться в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов.

Особую роль в структуре научных интересов ученых кафедры философии играет осмысление проблем формирования и функционирования элит и, в частности, трансформации российских элит в процессе модернизации, восприятие ими новых политических реалий России. В определенной мере эти исследования – отражение самосознания МГИМО, университета, который более полувека активно участвует в подготовке политической элиты России и ряда других государств. На разных этапах отечественной истории МГИМО входил «в особый ряд международных элитных школ, получивших бурное развитие после Второй мировой войны»136.

Диверсификация исследовательской проблематики, потребности учебного процесса повлекли за собой на рубеже 1980–1990-х годов образование самостоятельных кафедр социологии, политологии и культурологии (мировой литературы и культуры).

Кафедра социологии МГИМО под руководством Э.В. Тадевосяна, а затем с 1998 года – С.А. Кравченко, стала важным научным и научно-методическим центром, признанным социологическим сообществом страны. Кафедра выросла на базе тех традиций, которые формировались в МГИМО десятилетиями и составляют ядро философско-социологической школы МГИМО.

Проявлением традиций философско-социологической школы МГИМО в работе кафедры социологии сегодня является творческий дух, царящий в коллективе прежде всего в разработке научных социологических проблем. На кафедре существует твердая установка: основной путь к профессиональному росту, совершенствование педагогического мастерства и всего учебного процесса – это наращивание научных знаний, соответствующих мировому уровню, через сотрудничество с отечественными научно-исследовательскими социологическими центрами и ведущими зарубежными социологами. Поэтому для социологической мысли в МГИМО характерны генерирование новых идей и разработка собственных концепций. Об этом свидетельствуют опубликованные труды профессоров кафедры Н.Н. Зарубиной, М.О. Мнацаканяна, А.Б. Гофмана, Л.К. Зыбайлова, А.А. Овсянникова, Н.Е. Покровского и заведующего кафедрой профессора С.А. Кравченко.

Важнейшим направлением научно-исследовательской деятельности социологов МГИМО является социология глобализации в ее различных социально-культурных проявлениях. В традициях философско-социологической школы коллектив кафедры занимается теоретическим осмыслением актуальнейшей проблематики современности. Профессор Н.Н. Зарубина исследует динамику цивилизаций Востока и Запада в контексте модернизации и глобализации, что расширяет представления о целостности мирового исторического процесса. Разрабатывая своеобразную концепцию трудовой и предпринимательской культуры на основе методологии М. Вебера о роли протестантской этики с учетом специфики национальных культур России и ряда стран Востока, Н.Н. Зарубина обосновывает возможности цивилизационной компаративистики137.

Научные интересы профессора Л.К. Зыбайлова связаны с вопросами политизации этнической жизни в условиях культуры постмодерна. Он – соавтор монографии «Политизация этничности и конфликт в контексте процессов глобализации» (М., 2002). Профессор С.А. Кравченко в рамках методологии социологического постмодерна разрабатывает теорию, названную им играизацией, которая исследует внедрение эвристических социальных практик в прагматические жизненные стратегии как результат увеличения неопределенностей и рисков, порожденных глобализационными процессами. Профессор М.О. Мнацаканян работает над новой этносоциологической теорией, которая учитывает новации в этнических процессах современности138.

Профессор А.А. Овсянников в последние годы занят разработкой методологических и цивилизационных основ социологии глобализма. Он – один из авторов книги «Население и глобализация» (М.: Наука, 2002; раздел «Социология глобализма: новый мир и традиции цивилизации»). Профессор Н.Е. Покровский – специалист в области теории аномии и девиантного поведения139, перу которого принадлежит и ряд работ по социологии глобализма. Над проблемами глобализации успешно работает и доцент кафедры социологии Н.Н. Федотова.

Другим направлением научно-исследовательской работы социологов МГИМО является развитие общей социологии, доведение новейших социологических знаний до специалистов, аспирантов и студентов. Профессор А.Б. Гофман, известный специалист по творчеству классика социологии Э. Дюркгейма, опубликовал ряд его работ. Особо следует отметить книгу, подготовленную профессорами С.А. Кравченко и Н.Е. Покровским и посвященную творчеству выдающегося российско-американского социолога П.А. Сорокина140. В ней на языке оригинала представлены работы Р. Мертона, Э. Тирикьяна, а также С.П. Сорокина, который поделился подробностями о ранее неизвестных сторонах личной и научной жизни своего отца.

Предложенный социологами МГИМО полипарадигмальный подход к истории и теории социологии нашел отражение в учебных пособиях141. Результаты научно-исследовательской деятельности кафедры социологии находят свое воплощение в учебной работе со студентами. Помимо общего курса социологии практически на всех факультетах идет преподавание эмпирической социологии, которую ведут профессор А.А. Овсянников, доцент А.Л. Темницкий и молодые преподаватели А.Л. Кошман и Е.В. Науменко. Итогом является проведение студентами самостоятельного учебного социологического исследования. Для этого в их распоряжении имеется учебно-исследовательская социологическая лаборатория, оснащенная статистическими пакетами компьютерных программ для социальных наук (руководит лабораторией доцент А.Л. Темницкий). В ней ведется и научно-исследовательская работа, к которой подключаются лучшие студенты. В частности, были проведены такие исследования, как «Ценностные ориентации студентов МГИМО», «Социально-демографический портрет выпускников МГИМО разных лет», «Научно-педагогические качества преподавателей в оценках студентов МГИМО», «Организация системы питания в МГИМО» и др.

Следует особо отметить как характерную университетскую традицию междисциплинарные влияния в сфере научных исследований в МГИМО. Крупные ученые – выпускники и сотрудники института – выступают с общетеоретическими трудами, содержащими социально-философские обобщения современного мирового развития. Эта традиция живет и ныне. Духовно-нравственная проблематика международных отношений лежит в основе межкафедрального проекта «Культура мира. Дипломатия и толерантность» (руководитель – профессор И.Г. Тюлин), объединившего кафедры философии, социологии, дипломатии, мировой культуры, центр «Церковь и международные отношения» и получившего государственный исследовательский грант. Результатом межкафедральной кооперации явилось издание учебного пособия «Духовные основы мирового сообщества и международных отношений»142. Сотрудничество кафедр философии и социологии увенчалось изданием тематического сборника «Элитное образование: мировой опыт и модель МГИМО»143.

Философско-социологическая школа МГИМО уверенно смотрит в будущее. Об этом свидетельствует работа специализированного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) социологических наук. Уже более чем десяти соискателям присуждены искомые степени. Некоторые из них, в том числе доктор социологических наук В.П. Терин, остались работать в МГИМО.

0940406015169488.html
0940467445241431.html
0940594988064970.html
0940661126336322.html
0940861450298105.html